вторник, 20 октября 2009 г.

Семинар по управлению операционными рисками.

«Можно ли управлять тем, что нельзя измерить?» - извечный вопрос, мучающий уже не одно поколение риск-менеджеров коммерческих банков. И вопрос этот относится именно к управлению операционными рисками. При мировом подходе в определении данного вида рисков, как не входящих в категорию бизнесовых и финансовых, очень трудно себе представить, какой именно должна быть СИСТЕМА управления операционными рисками.
Да и чем управлять - регулировать количество разбитых окон в отделениях банка? А может бороться с мошенниками в банке или устранять неполадки, возникшие в работе ИТ систем? И как это все выявлять, и тем более оценивать?
Проблему осложняет ещё и тот факт, что со стороны национального регулятора на сегодняшний день отсутствует методологическая поддержка по рассматриваемому вопросу. Так, в 2003 году было издано постановление Правления НБУ №254 «Положение об организации операционной деятельности в банках Украины», опередившее Базельское соглашение по капиталу «Базель 2» на целый год. На этом, по большому счету, актуализация старых и разработка новых документов по рассматриваемой тематике нашим регулятором приостановилась.
Именно о том, как должна быть выстроена система управления операционным риском, какие важнейшие элементы она должна включать, как осуществлять сбор данных об операционных событиях, оценивать операционный риск и проводить его стресс-тестирование, я рассказал в ходе семинара по управлению операционными рисками, который состоялся в Национальном центре подготовки банковских работников Украины 12 октября 2009г. при участии 14 представителей различных банков Украины.
Основной упор при изложении материала был сделан не на сухую выкладку теоретической части, а именно на анализ реальных повседневных проблем, возникающих в процессе управления операционными рисками. Основной задумкой, которая была реализована мною в ходе подготовке лекционного материала, было дать участникам семинара понимание КАК организовать рассматриваемые процессы у себя в банке на практике, а не дать общее понимание о проблематике операционных рисков.
В ходе семинара были освещены вопросы, касающиеся проблемы взаимодействия различных подразделений банка в процессе сбора информации об операционных событиях, приведены примеры построения ключевых рисковых индикаторов и карты операционных рисков, освещены принципы проведения качественной и количественной самооценки операционных рисков.
Особое внимание было уделено вопросу оценки операционных рисков с использованием подхода VaR и стресс тестирования. В аудитории приводились реальные примеры оценки различных видов операционных рисков с последующими расчетами величины экономического капитала и определением стрессовых потерь.
В целом хотелось бы отметить, что семинар получился довольно интересным, что обусловлено не только качеством излагаемого материала, но и высокой активностью и вовлеченностью участников семинара в процесс дискуссий, расчетов и обмена опытом, за что хотелось бы выразить группе отдельную благодарность.
Так же хотелось бы выразить признательность Национальному центру подготовки банковских работников Украины за высокий уровень организации семинара.
В будущем совместно с НЦПБРУ я планирую расширить программу семинара, и осветить вопросы построения системы управления каждым из видов операционных рисков (мошенничества, кадровой политики, ИТ-безопасности, управление уровнем ошибок в банке и прочих), а так же дополнить семинар блоком практического решения проблем, возникающих у участников семинара в ходе управления операционными рисками (круглый стол, консультации).

Я желаю вам всяческих успехов в управлении операционными рисками.

До новых встреч!

С уважением,
Вячеслав Нехороших.

Комментариев нет:

Отправить комментарий